Версия для слабовидящих

Уважаемые родители, законные представители и совершеннолетние обучающиеся очной формы обучения!
В связи с внедрением нового электронного журнала успеваемости «АВЕРС: Электронный классный журнал» работа с единой образовательной сетью «Дневник.ру» прекращается с 15 ноября 2015 года.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ УСПЕВАЕМОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОУ «НШООВЗ №2» ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПОРТАЛ ГОСУСЛУГ
Для получения данной услуги необходимо:
1. Зарегистрироваться на портале  Госуслуг gosuslugi.ru (Алгоритм регистрации на портале Госуслуг)
2. Получить услугу через личный кабинет портала госуслуг (Алгоритм получения услуги на портале Госуслуг)

По всем вопросам просим Вас обращаться к администрации школы и классному руковоителю. 


ПРОГРАММА КЛУБА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ (выпускников) И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 «Один мир на всех»

 

                                                   Подготовили: социальный педагог

 Тонкушина Д.Ю.,

 педагог-психолог Помазкина Л.А.,

 учитель дефектолог Воробьева Р.Р.

«Один мир на всех».


Пояснительная записка.
Инвалидность у детей Ханжин Е.В. определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности, способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением в будущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированным в общество. В настоящее время все чаще стало использоваться понятие "человек с ограниченными возможностями". Инвалиды, как социальная категория людей, нуждается в социально – психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеют самостоятельно решать свои проблемы. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью сопровождения. Ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и защиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление современной политики. В связи с этим возникает необходимость анализа проблемной ситуации, связанной с образованием, социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья, определение современных принципов и организационных подходов к ее решению.

 Цель: помочь инвалидам (выпускникам) адаптироваться к условиям и требования современного общества, содействовать саморазвитию личности, способной к самопознанию и максимальной самореализации интеллектуальных, физических и творческих способностей.
 

Задачи:
- формирование у выпускников с ОВЗ знаний и умений, способствующий социальной и психологической адаптации;

- помощь выпускникам с ОВЗ  в овладении навыков конструктивного общения среди сверстников и в обществе в целом;

- формировать навыки психологической подготовки выпускников с ОВЗ в самостоятельной жизни;

- помощь выпускникам с ОВЗ в овладении нормами правильного поведения в обществе.

- обучение выпускников с ОВЗ пониманию себя, умению «быть в мире собой»

Предлагаемая программа создана с целью помочь выпускникам с ОВЗ сформировать в себе качества, необходимые для адекватной социализации и реализации потенциальных возможностей. Целью сопровождения является всестороннее развитие личности ребенка, в первую очередь социально значимых умений и навыков. Оптимальное развитие интеллектуальной сферы, эмоционально- волевых качеств и свойств личности ребенка с ограниченными возможностями, улучшающих его социальную адаптацию.

Объект программы.
Коррекционно-развивающая программа сопровождения предназначена для выпускников детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность и востребованность на современном этап.
Проблема оказания помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями помощи актуальна во всем мире, и у нас в стране считается значимой, о чем говорят следующие статистические данные. За последние десятилетия в мире отмечается нарастание частоты рождения детей с врожденными физическими аномалиями, дефектами интеллекта и хроническими инвалидолизирующими заболеваниями.
Проблема инвалидности не ограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных стартовых возможностей здоровья.
Именно социальная адаптация и должна быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит к изоляции и соответственно к недостаткам развития. Как отмечает один из руководителей Детского Ордена милосердия Д. Брасловский: «В 14 – 16 лет барьер, разделяющий ребенка – инвалида и его здорового сверстника практически непреодолим. В 7–12 лет он почти незаметен и легко преодолевается».  Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания, общественного транспорта, социальных служб. Малер А.Р. отмечает, что у детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или иной социальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей является несоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом и готовности ребенка к этим отношениям. В результате этого они выпадают из нормальных социальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми – инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Успешность адаптации, социализации, интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения (и прежде всего в той образовательной среде, в которой он обучается).

Сроки реализации программы – 1 год.

Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
  • О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.);
  • Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ);
  • Положение о службе практического психолога в системе образования от 22.10.1999 г.;
  • ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;


 Направления работы.

Программа включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает подготовку рекомендаций по оказанию детям-инвалидам (выпускникам) психолого -педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей-инвалидов (выпускников) и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 Условия реализации.
Казенное общеобразовательное учреждение «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2».
 

Способы взаимодействия специалистов.
Организация коррекционно-развивающей работы предполагает обязательную комплексную помощь и сопровождение выпускников детей-инвалидов специалистами различного профиля (логопед, соц. педагог, дефектолог, педагог по ЛФК). Для более успешной адаптации выпускника с ОВЗ к обществу необходима социальное сопровождение - комплекс специальных мер, направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом.

Краткая характеристика содержания.
Продолжительность программы – учебный год. Занятия проводятся 2 раз в
месяц.

Основные формы организации социальной реабилитации детей:

Традиционные – коррекционные индивидуальные и групповые занятия, проводимые в условиях реабилитационного центра, тренинговые занятия.
Нетрадиционные – творческие вечера, развлечения, встречи, экскурсии, посещение театра, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, показ музыкально-театрализованных представлений, конкурсы, викторины.

Методы организации социально-реабилитационного процесса:
Традиционные – рассказ, беседа, наглядность (просмотр видео-сюжетов), практические упражнения, игротерапия (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и др.),
Нетрадиционные  – арттерапия (рисуночная терапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, песочная терапия).
Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
В групповых психологических тренингах принимают участие от 5-8 человек.
Занятия программы сопровождения для детей-инвалидов (выпускников), направленно на развитие навыков самопознания, развитие рефлексии, приобретение опыта конструктивного общения и взаимодействия с окружающими. Предлагаемый ряд мероприятий, направлен, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают выпускнику с ОВЗ учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. На занятиях приобретаются коммуникативные, психогигиенические, психологo –педагогические умения и навыки. Групповая работа проходит несколько этапов. Цель первого этапа группового процесса – установление доверительных отношений.
На следующем этапе работы можно переходить к формированию у детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» детей в структуре общества. «Осознание своей роли помогает учащимся по-новому смотреть на свою жизнь.

Результативность использования данной программы.
Для контроля результативности использования данной программы сопровождения в течении курса используется диагностика, методы наблюдения, саморефлексия. На заключительном этапе использования программы можно увидеть улучшение состояния эмоционально-психологического фона, умение регулировать поведенческие процессы, изменение взгляда на свою проблему, снятие симптомов тревоги и страха. Эффективность работы зависит от мотивации детей и от активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
 

 Перспективы использования программы.
Данная коррекционно-развивающая программа сопровождения ребенка (выпускника) с ограниченными возможностями здоровья, позволяет расширить круг интересов и сферу деятельности детей с ограниченными возможностями, интегрировать их в социум, повысить самооценку и поверить в свои собственные силы.
 

Ожидаемые результаты программы.

В процессе социальной реабилитации, организованной в различных формах анимационной деятельности, выпускники с ограниченными возможностями, а также семьи их воспитывающие, мобилизуют потенциал семьи в целом, улучшат межличностные отношения, смогут восстановить смысложизненные ориентации личности ребенка и семьи в целом.

Дети, вовлеченные в творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды социально-культурной деятельности, получат возможность воспитать в себе такие личностные качества как способность утвердить себя и проявить своё неповторимое «Я».

Социокультурная анимация обеспечит условия для свободного развития, творческого самовыражения личности, что будет способствовать их социализации и интеграции в общую социо-культурную среду.

Оценка эффективности программы.

Последовательное осуществление системы программных мероприятий должно обеспечить создание комплексной системы оказания различной помощи в школе детям – инвалидам (выпускникам), и их родителям.

Эффективность реализации программы оценивается по тому насколько в образовательном учреждении созданы условия для самостоятельного творческого освоения детьми -инвалидам системы отношений с окружающими и самим с собой, а также для совершения каждым ребёнком личностно – значимых жизненных выборов.

План мероприятий в рамках реализации программы клуба

«Один мир на всех».

  1. «Мы разные, но мы вместе»

Название мероприятия

Ответственные

Сроки проведения

Конкурс рисунков на тему: «Как ты провел лето?».

Тонкушина Д.Ю.

Помазкина Л.А.

Сентябрь

Урок нравственности.

Тонкушина Д.Ю.

Помазкина Л.А.

Октябрь

Акция «Цветик - семицветик».

Помазкина Л.А.

Тонкушина Д.Ю

Ноябрь

Конкурс новогодних открыток. Письмо Деду Морозу.

Помазкина Л.А.

Тонкушина Д.Ю.

Декабрь

Первая встреча. Открытие клуба. «Творческая мастерская»

Помазкина Л.А.

Тонкушина Д.Ю.

Январь

Конкурс, посвящённый 23 февраля. «А ну ка, мальчики!»

Тонкушина Д.Ю.

Помазкина Л.А.

Февраль

Конкурс, посвящённый 8 марта. «А ну ка, девочки!». Встречаем весну.

Тонкушина Д.Ю.

Помазкина Л.А.

Март

Акция «С частичкой радости в душе».

Тонкушина Д.Ю.

Помазкина Л.А.

Апрель

Урок доброты «Отзывчивости тоже надо учиться».

Тонкушина Д.Ю.

Помазкина Л.А.

Май

 

  1. Творческая мастерская: «Сундучок идей».

 

Девиз: «Из всего сделаем красоту».

Цель: Объединение людей с целью общения и удовлетворения их досуговых и культурных потребностей.    Приобщение детей к общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.

Задачи:

Обучающие:

- освоение различных техник рукоделия;

 - приобретение знаний, умений и навыков при выполнении различных техник рукоделия.

 

Воспитательные:

 - формирование эстетического вкуса;

 - формирование и обогащение духовного мира учащихся;

 - формирование трудовых навыков.

 

Развивающие:

 - развитие творческих способностей;

 - развитие образного мышления, фантазии;

 -развитие художественно – творческого понимания учащихся.

 

Расписание творческой мастерской «Сундучок идей».

Даты и время проведения

Тема мастер – класса

Изделие

Ответственные

21.02. 2017 г.   12.00

Изготовление магнита в стиле топиарий.

Магнит.

Воробьева Р.Р.

21.03. 2017 г.  12.00

Вязание.

Сова, цыпленок.

Воробьева Р.Р.

18.04. 2017 г.   12.00

Плетение бисером.

Змея, кот.

Воробьева Р.Р.

23.05. 2017 г.    12.00

Изготовление домовенка.

Домовенок.

Воробьева Р.Р.

Руководитель: Воробьева Резеда Рафиковна

Документация

  • график работы;
  • журналы учёта (первичного приёма, посещаемости, групповых занятий с детьми, работы с родителями и педагогами);
  • анкеты по изучению развития ребёнка;

Ожидаемые результаты:

  • гармоничное развитие обучающихся и максимальная эффективность обучения;
  • повышение уровня учебных мотивов, самостоятельности, самоорганизации;
  • формирование у обучающихся навыков и умений в общении, стрессоустойчивости, разрешения межличностных конфликтов, конфликтных ситуаций в социуме, преодоления неуверенности в себе;
  • осуществление самоопределения обучающихся и их профессиональной ориентации;
  • проведение анализа работы за отчетный период и написание отчетов.

Список использованной литературы:
1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т.- М.,2002.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990
3. Березин Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека.- Л., 2005.
4. Дж.Браун, Д. Кристенсен. Теория и практика семейной психотерапии. Питер. Санкт-Петербург.
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – М.,1995.
6. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. - М ., 1997.
7. Завадская Ж.Е. Социальная реабилитация детей-инвалидов.- М., 2010.
8. Кон И.С. В поисках себя. – М., 2004.