Средства обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:
· Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал)
· Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии)
· Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
· Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
· Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения и воспитания.
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Принципы использования средств обучения и воспитания.
· учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
· гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях
· учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.)
· сотворчество педагога и обучающегося
· приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием учебной техники. Появление интерактивных досок, компьютерной техники, новейших средств воспроизведения цифровых носителей,
развитие сети Интернет в образовательных учреждениях сильно изменило и требования к разработке средств обучения. Одной из задач современной дидактики является использование потенциала средств доставки и учебной техники в использовании средств обучения.
|
Оговорённые выше средства обучения и воспитания по необходимости используются в нашей школе: различные формы организации, взаимодействия, контроля, мониторинга, индивидуальной работы; технологии обучения и воспитания, направленные на формирование УД и личностного развития; ИКТ как средства информации в образовании; связь с социумом; семьёй, как основным средством воздействия на процессы обучения и воспитания; различные психолого-педагогические приёмы в школьной среде; коммуникация со сверстниками и пр.
Для организации образовательного процесса
Вид
подготовки
|
Наименование кабинетов, мастерских
|
Необходимое кол-во
|
Фактически имеется
|
Площадь м²
|
Оснащенность в %
|
Общеобразовательная
|
Начальные классы
Математика
Русский язык
География
Естествознание
История
|
8
2
3
1
1
1
|
8
2
3
1
1
1
|
378,4
94
142,1
47,7
47,7
66,5
|
100%
|
Коррекционная
|
Логопедия
Комната сенсорной интеграции
Комната Монтессори
|
1
1
1
|
1
1
1
|
31,4
40,5
31,2
|
100%
|
Трудовая и профессиональная
|
Швейные мастерские
Столярные мастерские
Штукатурная мастерская
|
3
5
|
3
5
1
|
148,1
245,5
47,7
|
100%
|
Социальная
|
Домоводство
|
1
|
1
|
49,5
|
100%
|
б) для лечебно-профилактической работы
Наименование кабинетов
|
Площадь м²
|
Оборудование
|
Оснащенность в %
|
Медицинский
|
32,4
|
Аппрат Рота – 1
Бикс КСК-6 – 1
Весы электронные – 1
Динамометр кистевой – 1
Дозатор локтевой настенный – 3
Облучатель Армед – 1
Пантограф в комплекте – 1
Роторасширитель – 1
Стол мед. предметный – 2
Тонометр п/автоматический – 1
Тонометр универсальный – 2
Тонометр UA-787 – 1
Холодильник LG – 1
Ширма мед. 2-х секц. – 1
Контейнер ЕДПО-1-01 – 1
Носилки санитарные – 1
Подушка кислородная – 1
Прибор визуальной диагностики – 1
Тонометр детский – 1
Тренажер Фролова (дыхательный) – 2
Эспандер – 1
Спирометр СПП сухой – 1
Облучатель «Дезар-7» - 1
Ножницы мед. - 2
|
100%
|
Процедурный
|
17,1
|
100%
|
Лечебной физкультуры
|
45,6
|
Жим флекс – 1
Детский спортивный комплекс – 1, мяч-попрыгун, мяч массажный, обручи, горка для ходьбы, маты, скакалки, кресло массажное, велоэгометр, коврик со следочками
|
100%
|
Психоэмоциональной разгрузки
|
40,5
|
Комната сенсорной интеграции
|
100%
|
Другие (указать, какие именно)
|
31,2
20,2
|
Комната Монтессори
Комната БОС
|
100%
|
в) для физкультурно-оздоровительной работы
Наименование
|
Площадь м²
|
Оборудование
|
Оснащенность в %
|
Физкультурный зал
|
301,2
|
Аэростеппер – 5
Велотренажер – 2
Велоэргометр- 1
Беговая дорожка – 1
Тренажер эллипсоид электрический -2
Лыжи универсальные (компелкт) – 22
Скамья гимнастическая – 4
Скамья горизонтальная – 1
Тренажер «Наездник» - 1
Тренажер TOTAL-TRAINER – 1
Тренажер имитир. греблю – 3
Велотренажер ремневой -1
Спортивная шанга – 1
Маты гимнастические
Лыжи беговые
Набор Бочче – 4 шт
Комплект для большого тенниса – 1
Набор для бадбинтона – 5
|
100%
|
Спортивная площадка
|
320,0
|
Волейбольная стойка – 1
Ворота футбольные – 2
Гандбольные ворота – 1
Гимнастическая лестница – 1
Гимнастический снаряд надворный – 1
Перекладина разнож. – 1
Брусья гимнастические парал. – 2
Спортивный комплекс уличный (городок)
Беговая дорожка электрическая
Стол игровой 3 в 1 (бильярд, хоккей, футбол)
Сетка волейбольная
Футбольные ворота с баскетбольным щитом.
|
100%
|