Общая пояснительная записка.
I.1. Нормативные документы и педагогические литературные источники, используемые в образовательной программе НС(К)ОШ VIII вида.
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации "Об образовании".
- Конвенция о правах ребенка.
- Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальных образовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» СП 4076-86.
- Об утверждении Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, классов VIII вида.
Приказ ДОиМП ХМАО-Югры. - Федеральная программа развития образования. «Вестник образования».2000, №12.
- Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения общеобразовательных учреждений. Приложение к приказу Министерства образования РФ от 08.09.92 №333.
- Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология развития. - М., 1998.
- Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года за №288).
- Типовое положение о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.1997 г. №288 (с изменениями и дополнениями на 10.03.2000 г.)
- Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 № 617 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья»
- О наполняемости классов (групп) (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.04.2000г. №27/640-2).
- О направлении рекомендаций по психолого-педагогической и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе образования (Письмо МО и профессионального образования РФ от 9.04.1999г. №27/511-6).
- О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003г. №01-50-25/32-05)
- Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000г. №2)
- О направлении Рекомендаций по порядку проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2001 года №29/1448-6)
- Письмо Министерства народного образования РСФСР «Об индивидуальном обучении больных детей на дому», № 17-253-6 от 14.11.1988
- Письмо Министерства народного образования РСФСР, Министерства здравоохранения РСФСР «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы», № 281-М-17-13-1868 от 28.06.1980 г.
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях», № 861 от 18.07.1996г.
- Инструктивное письмо МО и профессионального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов», № 48 от 04.09.1997 г.
- Нормативно-правовое обеспечение системы специального образования в Вологодской области/ Сост. А.П. Коновалова, Т.М. Карпова, С.В. Копытова. – Вологда: Изд.центр ВИРО, 2004.
- 3абрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.
- Клюева Н. В., Устемниева И. В. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем у детей младшего школьного возраста. — Ярославль, ИПК. —1995.
- Ю.Обухова Е.В. Проблемы надомной формы обучения детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном развитии ; Дефектология. — 2003. — № 6.
I.2. Цели и ценности образовательной программы НС(К)ОШ VIII вида
Образовательная программа Нижневартовской специальной (коррекционной) общеобразовательной школа VIII вида» формировалась исходя из положений закона Российской Федерации "Об образовании", в статье 9 которого сказано: «Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности» « с учётом запросов обучающихся и их родителей – заказчиков и потребителей образовательных услуг», а также то, что её разработка и утверждение относится к компетенции образовательных учреждений (статья 32) .
Необходимость разработки образовательной программы определена также и требованиями Типового положения о специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённого Постановлением правительства РФ от 12 марта 1997 года за №288.
Главными ценностями образовательной программы являются:
- Право каждого ребенка на получение образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
- Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
- Право педагога на творчество и профессиональную деятельность.
- Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
- Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Коллективное сотворчество учителей, учащихся и родителей во всех сферах жизни школы.
- Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.
- Уважительное отношение к школе и ее традициям.
Традицией Российской школы во все времена являлось воспитание культурного, высокообразованного гражданина общества. Педагогический коллектив ставит своей задачей воспитание учащегося, способного ощутить себя гражданином общества. В связи с этим главная цель НС(К)ОШ VIII вида - коррекция отклонений в развитии обучающихся средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество, воспитание свободного, творчески мыслящего, образованного человека, открытого людям, умеющего быть успешным в деятельности.
Из главной цели образовательной программы и принципов ее реализации вытекают цели школьного образования, дифференцированные по ступеням обучения:
I ступень (начальная школа):
- формирование у школьников положительного отношения к учению
- формирование способности к адаптации в условиях новой жизненной ситуации
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся
- развитие навыков самообслуживания
II ступень (основная школа):
- развитие мотивации к учебной деятельности
- развитие навыков самообслуживания
-развитие навыков учебной, трудовой, досуговой деятельности
III ступень (профессиональное обучение):
-формирование профессиональной и общекультурной компетентности
- формирования готовности к продолжению образования, к получению специальности
- формирования умения адаптироваться в обществе
Таким образом, образовательная программа направлена на достижение учащимися в процессе обучения:
- уровня знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе;
- уровня общекультурной и профессиональной компетентности в средней школе.
Образовательная программа определяет цели, ценности и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание программ и технологии обучения, через учебно-методическую базу программ обучения.
Образовательная программа регламентирует:
- условия освоения образовательной программы;
- диагностические процедуры для объективного поэтапного отслеживания образовательных достижений учащихся;
- организационно-педагогические условия учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Образовательная программа предназначена удовлетворять потребности:
- учащихся – в программах обучения, обеспечивающих личностное становление и профессиональное самоопределение на основе усвоения культурных традиций и ценностей;
- родителей – в наилучшем обеспечении прав и интересов ребенка в соответствии с его возможностями и способностями;
- учителей – в профессиональной самореализации и творческой деятельности;
- Ханты-Мансийского автономного округа – в сохранении и развитии традиций округа, в сохранении демографической и социально-экономической стабильности.
Основным проектированным результатом освоения образовательной программы является - достижение выпускниками социальной зрелости, достаточной для дальнейшего самоопределения и самореализации в учебной, трудовой, культурной сферах деятельности.
Выпускник НС(К)ОШ VIII вида - это человек, умеющий понимать многообразие культур, имеющий осознанную нравственную позицию, готовый к реализации своего потенциала, к получению профессии.
Целевые ориентиры, ценностные основы и принципы построения образовательного процесса в школе.
Ведущий педагогический замысел построения образовательной системы связан с желанием педагогов наиболее полно раскрыть возможности и способности каждого ученика.
Основными задачами деятельности НС(К)ОШ VIII вида в соответствии с Уставом являются:
• адаптация обучающихся к жизни в обществе;
• создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
• воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
• формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ или соответствующих государственных образовательных стандартов.